Беда
лишь в том, что с глухоманью в Датском королевстве туго. Страна
распахана вдоль и поперек, лесов практически не осталось, но и в
тех редких рощах и перелесках, которые еще не успели вырубить, покоя
любителям природы нет. Все чаще там можно встретить группы людей в
средневековой одежде поющих песни на смутно знакомом языке. Это
поклонники древних скандинавских богов, удалившиеся на лоно природы для
исполнения своих обрядов, включая свадебные и похоронные. Здесь же
увешанные всякой всячиной "зеленые насаждения" - как правило, это мощные
дубы - так называемые жертвенные деревья, на сучья которых прицепляются
дары богам. Знатоки скандинавской истории при виде подобных картин
невольно содрогаются: во времена викингов на ветвях раскачивались
человеческие жертвы, и кто знает, как далеко готовы пойти современные
язычники.
На датском флаге красуется христианский крест, но сами соотечественники Гамлета в подавляющем большинстве атеисты. Те
же, кто задумывается о вечной жизни, все чаще возвращаются к религии
далеких предков-данов. В Дании насчитывается примерно четыре десятка
объединений одинистов, и носящих на груди вместо креста молот Тора. "Их
тысячи, возможно, значительно больше. Принцип большинства таких
сообществ - не регистрировать число своих членов", - считает
исследователь явления научный сотрудник Копенгагенского университета
Мортен Варминд. Всплеск популярности древних верований в Дании пришелся
на 2003 год, когда власти зарегестрировали "Фурн Сюд".
С тех пор число членов этого объединения утроилось. Следующей победой
язычников стало получение разрешения на официальную регистрацию браков,
заключенных в соответствии с древнескандинавскими традициями.
Обряд проходит на лесной поляне, обнесенной зелеными ветками (летом
- березовыми, зимой - еловыми). Там молодых и гостей ожидает жрец в
белых одеяниях с молотом Тора на груди. "Призываю в свидетели Тора,
Шьовна, Ловна, Фрея и Фрею, хранящих обеты, желание и любовь, и
объявляю, что эта пара хочет вместе плыть на лодке жизни", -
провозглашает служитель культа, вознося руки к Асгорду - жилищу богов.
Затем руководитель церемонии зачитывает отрывки из сборника легенд о
языческих северных богах, в которых повествуется о сватовстве бога Фрея к
великанше Герде. Невеста поначалу отказывалась связывать свою судьбу с
богом, но тот соблазнил красавицу волшебным кольцом Драпнером. Каждую
девятую ночь это кольцо порождало еще восемь колец. Современные викинги
дают друг другу свадебные обещания, держась за кованое железное кольцо,
напоминающее о Драпнере: это змея, проглотившая свой собственный хвост.
Змея, поедающая саму себя, символизировала у викингов вечность и
плодородие. Присутствующим ясно, что прикосновение молодых к кольцу
обещает им долгую жизнь и много детей. Церемония завершается распитием
медовухи из кубка и принесением жертвы богам - для этого в лесу
выбирается дерево покрасивее и пораскидистее. Все проделанное является
основанием для занесения пары в датский регистр супругов.
Примерно так же выглядит и официально признанная церемония языческих похорон. Собравшиеся
становятся в круг, жрец зачитывает отрывки из сборника легенд (на этот
раз - о Валгалле), скорбящие пускают по рукам чашу с медовухой и,
опорожнив ее, кладут в могилу единоверца.
Большинство
датчан спокойно и одобрительно относятся к тому, что скоро на
территориях традиционных кладбищ будут отведены участки для язычников.
Это все же лучше, чем превращение лесов в территории захоронений.
Сегодня среди "викингов" практикуется компромисс: урна с основной частью
праха помещается в "официальную" могилу, а горсть пепла развеивается в
лесу, после чего на этом месте воздвигается камень с руническими
надписями.