Что такое Фемитеизм — можно догадаться по названию. Само слово говорит
за себя: почитание Женского Божества. Возможно, в наш просвещенный век
оно воспринимается пока еще с трудом, ибо христианская традиция за
последние 2000 лет сумела внушить большинству населения Земли мысль о
единственности "бога-отца". И даже в троицу Святости не впустила, т.е. в Святую Троицу. Однако, два тысячелетия — это далеко не вся
история человечества, и эта с виду внушительная цифра смотрится
довольно убого на фоне двух — двух с половиной сотен тысячелетий, в
которые Великая Богиня Мать почиталась Высшим Божеством во Вселенной.
Кто-то из мыслителей сказал однажды, что, не имея корней в прошлом, ни
один народ не может иметь достойного будущего. Поэтому перечеркивать и
легкомысленно отметать веру наших далеких предков мы не имеем права,
если хотим мира и процветания нашим далеким потомкам.
В настоящее время среди множества вероисповеданий на Земле сохранились
две крупнейшие традиции, в которых первое место принадлежит преклонению
перед Родительницей Мира: Восточная — Тантра, и Западная — Викка.
Не стоит, однако, думать, что эти традиции идентичны. Но при этом не
следует забывать, что они ни в какой мере не могут быть
взаимоисключающими. Поэтому отдавать предпочтение какой-то одной из
них, отвергая другую, не нужно.
Кропотливо разбираясь в вопросе сходств и различий этих двух традиций,
можно отыскать великое множество и того, и другого. Но гораздо
объективнее — говорить об объединяющих факторах. А из них без долгих
раздумий, навскидку, можно назвать, по крайней мере, три самых
заметных. Во-первых, Творицей Вселенной и Матерью всего сущего в обеих
традициях признается Великая Богиня, хоть и называемая разными именами.
Во-вторых, обе традиции являются ветвями единого дерева —
Матриархальной Древней Религии, в доязыческие времена распространенной
по всему лицу Земли — и сумели сохраниться, пройдя сквозь века
невероятных гонений и повсеместного забвения первоначальных религиозных
истоков человечества. В-третьих, в обеих традициях институт
жречества/священства и обрядовый комплекс немыслимы без Женского
присутствия, ибо Женщина, в соответствии с древнейшими верованиями,
есть образ Самой Богини на Земле, и потому наиболее достойна находиться
в близком общении с Духом и силами Великой Матери.
Викка
По определению многих исследователей древности Викка суть
мировоззрение, синтезированное на основе древнейших верований
большинства европейских народов: кельтов, италийцев, бриттов,
германцев, жителей Балкан и восточного Средиземноморья и т.д.
Разумеется, они ни в коем случае не могли бы быть собраны воедино, если
бы выглядели разноречиво и взаимоисключающе. Сам факт их объединения в
Викке говорит о том, что они чрезвычайно схожи во многом, и,
следовательно, имеют одни и те же общие корни (религиозные и
культурно-исторические). Поэтому не будет большой ошибкой сказать, что
Викка как исконно европейская традиция почитания Великой Богини Матери
- это альфа и омега, начало и конец европейского язычества.
Верования древнеевропейских народов в основном исходили из главного
догмата единой религии времен Палеолита (Каменного века), согласно
которому первейшим Божеством в мире Была Женщина-Богиня (а не андрогин
или гермафродит), которая самостоятельно, без участия какого-либо
мужского божества, оплодотворилась и, создав/породив Вселенную из Самой
Себя первое время в одиночестве правила миром, первоначально не
заселенным никаким другим живым существом. Впоследствии Она родила
Богинь и богов, и вступила в брак со Своим старшим сыном-богом, отчего
появилась на свет живая Природа: организмы — растения, животные и люди.
В ведение своих Дочерей и сыновей, духов и сил Природы, Она отдала
природные стихии и через них вечно правит Вселенной.
Таким образом, Женское начало издревле признавалось людьми
доминирующим, творческим, владычествующим, а мужское — второстепенным,
вспомогательным, служащим. Совершенно справедливо утверждалось, что
Женщина и без мужского участия способна производить жизнь, а мужчина,
как известно, в процессе воспроизведения жизни играет лишь вторую роль.
Эти религиозные воззрения на протяжении сотен тысячелетий обеспечивали
Женщине достойное, приличествующее только Ей главенствующее положение в
обществе.
Насильственный переход к патриархальному общественному устройству
привел к возникновению язычества, когда прежде небольшие родовые кланы
Древней Европы перед лицом внезапно возникшей военной опасности
принялись сливаться в крупные племенные объединения. Однако, на фоне
явно видимого преимущества мужских божеств в европейских языческих
верованиях Великая Богиня продолжала оставаться Творческим Началом
Вселенной, Порождающим Лоном Всего Сущего, подчас таинственной и почти
не упоминаемой Фигурой, в пелене полузабытья венчающей пирамиды
языческих пантеонов.
Удивительным на первый взгляд сходством роднятся языческие мифы в
области космогонии и теогонии в самых разных местностях Европейского
континента.
Так, кельтская мифология начинается рассказом о рождении богов из лона
Великой Богини Эйохи, вышедшей из морской пены в образе Белой Кобылы,
чтобы дать всему сущему жизнь на Земле. Со старшим Своим сыном,
Кернунносом (Рогатым), Она вступила в брак, от которого родилась Богиня
Эпона и триада богов-мужчин: Мапонос (Езус), Тауранис и Теутатес.
Однако, с умалением роли Женщины в фаллократизирующемся обществе
Великая Богиня в конце концов становится Тетрой, загадочной, неведомой
Богиней Глубин.
Сходным образом без всякого мужского участия порождает мир и самца-змея
Офиона Богиня Эвринома (Эвномия) в мифологии пеласгов, живших в Греции
в доэллинские времена, до вторжения туда воинственных патриархальных
ахейцев. Оплодотворившись самостоятельно, Богиня в образе голубки
сносит Мировое Яйцо, а Офион всего лишь высиживает его, таким образом
принимая участие в создании Вселенной только косвенно.
Пеласгийское мировоззрение с приходом ахейцев сменилось на олимпийское,
в котором главенствовали уже боги-мужчины. Однако, даже сам
Зевс-вседержитель со страхом взирает на таинственную Богиню Никту
(Ночь), чрезвычайно редко упоминающуюся в олимпийских легендах, но
символизирующую темное Материнское Чрево, в Хаосе которого зародилось
вселенское бытие. А в имени "отца-неба" Урана при внимательном
рассмотрении отчетливо просматривается имя Великой Богини Ур-Аны
(Небесной Матери), Которая породила жизнь, самостоятельно оплодотворив
Свою земную ипостась - Гею (Землю).
Не менее красноречиво звучит легенда о Сотворении в карело-финской
"Калевале": Небесная Дева Илматар в одиночестве творит жизнь на Земле,
спустившись на поверхность моря, а затем, оплодотворившись без мужского
участия, рождает первого мужчину - сына Вяйнемейнена, в тексте
"Калевалы" прямо названного "незачатым". В сравнении с Великой Богиней
он слаб и несовершенен, и обращается к Ней за помощью, взывая:
"Владычица рек и морей! Ты, подарившая мне жизнь..."
Славянское язычество, хотя и не имеющее прямого отношения к викканской
традиции, все же имеет подобную параллель. Силу Рода-вседержителя, до
времени сокрытую в Золотом Яйце, лелеет в Своем Чреве непостижимая
Матерь Тьма, упоминающаяся в русских мифах, пожалуй, еще реже, чем
Богиня Ночь - в греческих.
К сожалению, сведения о допатриархальных верованиях народов Европы
чрезвычайно скудны, и на сегодняшний день мы в основном имеем дело с
мифологиями языческими, в которых роль Женского Божества сильно
умалена. Это объясняется тем, что Матриархальная Европа приблизительно
с V по III тысячелетие до н.э. неоднократно подвергалась сокрушительным
военным вторжениям патриархальных соседей с востока и севера, в
результате чего памятники культуры древнеевропейских народов в
значительной степени были уничтожены. С установлением фаллократического
господства мифы были перекроены порой до неузнаваемости.
Тем не менее, перечисленные выше мифы о начале мира позволяют нам
проследить географию распространения чисто Матриархальной
мировоззренческой системы в доисторические времена: это западная,
южная, северная и восточная Европа, то есть весь Европейский континент.
Принимая во внимание сей факт, мы можем с уверенностью утверждать, что
культ Женщины-Богини как Высшего Божества во Вселенной был присущ всем
без исключения европейским народам.
Само название "Wicca" означает буквально "Ведовство" (ср. напр. англ.
"Witch" — "Ведьма"). Ведовство, в свою очередь, означает Древний Гнозис
(знания), который в Древней Матриархальной Европе принадлежал
исключительно Женщинам. Если сравнить это слово с индусским словом
"Веда", обозначающим также "знание", то становится понятным, что связь
между западной и восточной формами Фемитеизма (Белой Богиней Европы и
Черной Богиней индуизма — Кали) гораздо теснее, чем может казаться.
В викканской традиции Женское Начало сознательно ставится в
доминирующее положение, но вторым после Великой Богини почитается Ее
сын, Рогатый бог, в древности символизировавший Плодородие в
земледельческих кланах, а еще ранее считавшийся богом дикой Природы и
охоты. Некоторое внешнее сходство Рогатого бога с библейским Сатаной,
каким его стали изображать на средневековых картинах и иконах,
подвигнуло католическую церковь в Европе развернуть широкие гонения
против Ведьм и тех Женщин, которые за Ведьм признавались. Христианские
писатели Средних веков довольно живо описывали в своих трактатах
фантастические сюжеты шабашей, на которых Ведьмы совокупляются с
Сатаной, убивают крещеных младенцев и насылают порчу на мирно спящих
добрых католиков. Охота на Ведьм "святейшей инквизиции" дала
потрясающие результаты: под изощренными, нестерпимыми пытками Женщины
признавались во всех пунктах обвинения, которые им предъявлялись. Они
признавались в самых немыслимых вещах, чтобы только прекратились пытки
и поскорее настала казнь, несущая разрешение от земных страданий.
По упразднении деятельности "святейшей инквизиции" Ведьм перестали
истреблять, но отношение к Ним со стороны христиан продолжает
оставаться настороженным и порой злобным. Большинством последователей
христианства ведьмовство по-прежнему продолжает означать
"дьяволопоклонство".
В действительности же, Викка по сути является экофеминистической
философией, в которой верующие соединяются с Великой Богиней путем
духовного единения с Природой, окружающей средой. Например, одно из
викканских приветствий, обращенных к Великой Матери, в переводе с
английского звучит приблизительно так:
Я знаю, что Законы Природы - от Тебя, Госпожа.
Сделай меня внимательным, когда я погружаюсь в Твое Тело
И следую по Твоим стопам.
Мои печали - это Твои печали,
И Твое истинное священство оживляет звук всего сущего.
Я ощущаю Твое дыхание в ветре,
И Твою руку - в моей.
Да буду я искренним.
Доверь мне труд во имя Твое,
И пусть будет он в радость,
И распространится на все сущее,
Ибо все живущее во Вселенной
Проникнуто Твоим Духом.
(Пер. с англ. авт.)
В наши дни Ведьмы уже не делают особых секретов из Своих шабашей,
являющихся праздниками весны, солнцестояний, полнолуний, и охотно
описывают ход их проведения. В этих описаниях нет почти ничего из тех
домыслов, которыми средневековые "исследователи" украшали свои
живописные сочинения, полные ужасов и крови.
В викканских преданиях Рогатый бог является также богом годового круга,
умирающим зимой и весной возрождающимся для блага всех живущих на лице
Земли. Это древнее поверье, основанное на наблюдениях годовой
цикличности, позволяет викканам утверждать: все умирающее, вернувшееся
в Лоно Великой Матери, вновь возродится к новой жизни. Аналогичный
взгляд на смерть издревле существует как в Тантре, так и в славянском
язычестве, где Богиня зимы Морена временно принимает в Свои владения
души умерших, после чего Богиня весны Жива возрождает их.
Один из авторитетнейших исследователей Викки, Рэйвен Гримасси, называет
викканскую Богиню "Великой Богиней жизни, смерти и возрождения",
подчеркивая, что "в древнейшие времена Она была известна и как
наводящая страх Мать ужаса, потому что Она не только давала жизнь, но и
отбирала ее назад. Если Великая Мать властвовала над рождением и всей
последующей жизнью, то Матери ужаса были подвластны смерть и
разрушение. Конечно, рождение и жизнь многими нитями связаны со смертью
и разрушением; образ дающего жизнь Женского чрева в конце концов
трансформировался в образ всепожирающей пасти иного мира. Именно в
связи с этой постепенной трансформацией образов считалось, что
Богиня-Мать обладает властью над светом и тьмой". В дальнейшем мы
увидим, что практически те же самые качества присущи Великой Богине
Матери и в тантрической традиции.
Тантра
Слово "Тантра" — сложносоставное. Первый его слог — "Тан" — означает
распространение; второй — "Тра" — спасение. Исследователи Тантры
единодушно отмечают, что эта традиция — явно не арийского
происхождения, и восходит к архаическому почитанию Великой Богини
Матери. Это древнейшее на Земле мировоззрение, которое викканские
Ведьмы называют "Древней Религией", тантристы именуют "Санатана Дхарма"
("Вечный Закон"). Как и западные почитатели Богини, тантристы из самых
ранних легенд прекрасно осведомлены о "Золотом Веке" человечества,
когда Женское Начало доминировало в религии и социальной жизни.
Однако приходится заметить, что на Востоке, как и на Западе, мифология
претерпела значительные метаморфозы в связи с повсеместной
фаллократизацией общества в конце Неолита. Верования народов Индии
резко отличаются, скажем, от последователей авраамического монотеизма,
в котором непоколебимый догмат веры составляет священная книга (Библия,
Коран); индуизм - преимущественно мифологическая философия и, по
наблюдениям историков-религиоведов, представляет из себя сложное,
многослойное напластовывание новых и новых легенд. Неудивительно
поэтому, что картина индуистских верований в контексте временного
развития напоминает пестрый калейдоскоп образов, непрерывно сменяющих
друг друга и фантастически трансформирующихся друг в друга.
Арийский ведизм, в глубокой древности сильно потеснивший на Востоке
Фемитеистическое мировоззрение, в дальнейшем претерпел значительные
метаморфозы. В поздневедийский период и в начале периода, называемого
эпическим, арийский творец-мужчина Праджапати постепенно сменяется
образом Абсолюта Брахмы, родившегося из яйца, которое зародилось в
теплых, несомненно, Материнских первозданных водах. Из осколков
Мирового яйца возникает материальная Вселенная.
Русский исследователь древнейших верований, Г. Якутовский, в своем
труде "Русский Мир и Рай Земной", как бы подводя итог вышесказанному,
делает определенный вывод, что бог-творец, во многих языческих религиях
(в том числе и в авраамической традиции) называемый "отцом" ("небесным
отцом"), вовсе не является Первопричиной всего сущего, ибо сам он -
порождение Силы куда более могучей. Эту силу Якутовский именует общим
определением Мировой Дух (это "Плерома гностиков, Дхарма в индуизме,
Дао в даосизме, Логос - в целом ряде христианских учений"). И повсюду,
к какой философии древности мы ни обратили бы свой взгляд, видим, что
Мировому Духу (Душе Мира по Соловьеву) присущи истинно Женские качества.
Несомненно, это понимание в конце концов привело к необходимости
признать силу и могущество Великой Матери, когда-то несправедливо
забытой в круговерти нарождающихся патриархальных верований. В пантеоне
индуистских божеств продолжал сохранять свое обособленное положение бог
Шива (часто отождествляемый со столь же древним Куберой). А почитание
Шивы просто немыслимо без его Супруги, Великой Богини Дэви. Ибо Шива в
тантрической традиции - божество статичное, неподвижное, а Богиня -
Само движение, порождение, созидание. Именно поэтому Ей присвоен титул
Шакти, означающий Творческое Начало. Подобно тому, как библейский
демиург ничего не представляет из себя без Творицы-Премудрости, в
тантризме признается следующее положение: Шива без Шакти - труп. Вот
почему тантрическая иконография изображает бога-мужчину под ногами
Кали, одной из самой почитаемых ипостасей Богини-Женщины на Востоке.
Именно Шакти, а не Шива, изображается тантристами с высунутым языком,
что символизирует Ее способность давать дыхание всему живущему во
Вселенной.
Как и викканский Рогатый бог, Шива на древнейших изображениях также
увенчан рогами. Налицо общий корень происхождения обеих традиций.
"Тантризм — это, прежде всего, Шактизм. А Шактизм немыслим без
почитания Шакти Дэви, Великой Божественной Матери. Среди бесчисленных
почитаемых форм и образов Богини особое место принадлежит загадочной,
одновременно манящей и пугающей, всегда будоражащей душу и никого не
оставляющей равнодушным к Себе грозной Богине Кали. Писания индуизма и
Тантры полны восхвалений в адрес Кали, а в традиции "Тантры левой руки"
Кали - основной и центральный объект поклонения", — отмечал Шрипада
Садашивачарья.
Одна из ипостасей Великой Матери, тантрическая Богиня Лакшми, в
Гимне-Восьмистишии названа "самим образом Великого Брахмана, Высшей
Владычицей, Матерью мира".
Как Ведьмы на Западе, так и Женщины на Востоке окружены глубочайшим
почитанием и преклонением. Тантрические мистерии только тогда имеют
подлинный смысл, когда в них принимают участие Женщины, истинные
воплощения Высшего Божества. "Женщины — Богини, Женщины — дыхание
Жизни, Женщины — сокровище"; "Женщины — божественны"; "О Богиня, всё
что есть в этом мире, пребывает в форме Женщины"; "Женщин следует
почитать; Женщины — это Небеса, Женщины — Дхарма, Женщины — пламя
преображающее. Женщины — Будда, Женщины — Сангха, Женщины — уводящая за
пределы Мудрость"; "О Богиня, все Видьи — Твои части, а в мире Ты
явлена в Женщинах"; "Каждая Женщина должна быть почитаема и созерцаема.
Все они — Высшие Богини, достойные поклонения"; "В форме Женщины Богиня
пребывает посереди Творения. Из Женщины возникает Творение, в Ней же
вновь растворяется. Поэтому Женщина — Высшая Основа, Её следует истово
почитать"; "Без Женщины нет Достижения, поэтому предайся Женщине";
"Женщина — основа всего мира, Женщина — основа высшего тапаса. Обрети
прибежище в Женщине..."; "Пусть мудрый всегда чувствует Женщину как
форму Всего". Такими истинно Фемитеистическими агамами испещрены
священные тантрические тексты.
Тантрическая Дурга ("Труднопостижимая") — столь же могущественная
Властительница жизни и смерти, как и Белая Богиня Викки. Ее шею
украшает ожерелье из черепов, а в руках Она держит оружие.
С одной стороны Она — "Спутанноволосая и Ужасноликая"; "Ночь вечности,
Ночь уничтожения, Ужасная Ночь смятения", и "Кто может жить, увидев
разгневанную Разрушительницу?" Но с другой стороны Она — "Полная
милосердия, Сосуд милости, Милосердие безграничное"; "Нежноголосая";
"Обожаемая и Радующая"; "Спасительница, преисполненная нежности". Она —
"Самая Нежная и Самая Ужасная" одновременно. Поэтому Великая Мать на
Востоке открывает Себя в огромном количестве Женских ипостасей, из
которых самые известные и почитаемые — милостивая Парвати и гневная
Кали. Она — "Великая Богиня и Великая Демоница".
Вера в послесмертное возрождение в Тантре присутствует так же, как и в
Викке. Ничто в Природе не вечно, но ничто и не исчезает бесследно — это
замечено и осмыслено еще в самой глубокой древности. Поэтому смерть —
это еще не конец, но начало новой жизни.
Заканчивая краткое описание тантрической традиции, стоит прибавить
кое-что и о сегодняшних тенденциях ее развития на Востоке. В настоящее
время в Индии почти не осталось храмов, посвященных ведическим
божествам, таким как Праджапати, Варуна, Индра или Агни. Эти культы
повсеместно вытесняются тантрическими: Богинь Кали, Сарасвати, бога
Шивы. Все возвращается на круги своя...
***
Две традиции — каждая по-своему глубока и возвышенна. Но главное, что
объединяет их — это возвращение к нашим общим корням, к поклонению
Великой Матери Вселенной, Первопричине бытия, Даятельнице жизни и
Приятельнице в смерти, каким бы именем ни звали Богиню Ее земные дети,
Дочери и сыновья.
Природа, всеобщая Мать, повелительница всех элементов, изначальное дитя времени.
Царица всех духовных вещей, смерти и бессмертия, прародительница всех
существующих богов и богинь, одним движением пальца управляющая Светом
Небес, благотворными морскими ветрами и печальным безмолвием подземного
мира- Ей поклоняются в различных аспектах и проявлениях, известных под
бесчисленным количеством имен, пытаясь умилостивить многими способами
(Апулей). Ее зовут кормилицей, но она имеет очень большое количество
других имен (Плутарх). Брахма молится Великой Богине так: О, Ты,
изначальный ясный Свет Небес, освещающий все и разрушающий самогипноз
ужасного круга перерождения! О, Ты, которая окутывает всю вселенную и
во все времена остается невидимой. Мать - это архетипическая женщина,
первоначало всего живого, primum mobile и первичная полнота, содержащая
все принципы. Она символизирует все фазы космической жизни, объединяет
все элементы как небесные, так и хтонические. Она - Царица Небес, Мать
Богов, открывающая путь, хранительница ключей плодовитости и врат
рождения, смерти и воскресения. Как Богиня Луны она - вечная
обновительница, меняющая времена года, повелительница дающих жизнь вод,
роста из плодородной земли и воскресения из мертвых, Земная Материя.
Как Луна она является мерой времени, разделяя год на месяцы, состоящие
из 28 дней; как время она - ткачиха судьбы, ибо все Великие Матери -
ткачихи или прядильщицы, ткущие паутину из нити судьбы, что
символизирует ее силу заманивать в ловушку и связывать либо
освобождать. Мать обладает дуальной природой творца и разрушителя: с
одной стороны, она - кормилица, защитница, дающая тепло и убежище, и,
одновременно с этим, ужасная сила разрушения, пожирательница и убийца.
Она творец, кормилица всего живого и его могильщица. Мифологически она
- Мать-Дева, Божья Матерь, рождающая мужчину от своего сына, от духа
или воли. Она - мать и невеста Бога, и Mater Dolorosa, оплакивающая его
смерть. Духовно она - архетипическая полнота, самодостаточная и
самоукрепляющаяся; дева, дающая жизнь сыну - Свету; мать всей мудрости,
умения владеть собой и освобождения через просветление и трансформацию.
Она та, кто управляет из тьмы и как мудрость способствует трансформации
человека от самого элементарного к самому высшему уровню. Мать - это
изначальная тайна: Я - все, что есть, было и будет, и мою вуаль не
поднимет ни один смертный. В алхимии Великая Мать олицетворяет активный
принцип, огонь и тепло, обеспечивающие трансформацию, очищение,
поглощение и разрушение. Она - прародительница embrio ores в
утробе-земле. В гностицизме она - эон плеромы. В буддизме и даосизме
Мать олицетворяет пассивный статический принцип, мудрость, реализацию и
блаженство и изображается с лотосом и открытой книгой как главными ее
атрибутами. В ее полезном, питательном и творческом аспектах она -
Magna Mater или Изида, Хатхор, Кибела, Иштар, Лакшми, Парвати, Тара,
Гуань-инь, Деметра, София, Мария, озаренная Солнцем и попирающая ногой
Луну. Как обольстительница и убийца она - Астарта, Кали, Дур га, Лилит,
Геката, Кирка, черная дева с волосами-змеями или в ином ужасном облике.
Существует целый легион ее символов, к которым относятся растущая Луна,
корона звезд, спираль, концентрические круги, ромб, все воды, фонтаны,
родники, etc, , все, что дает убежище и защиту - пещера, стена,
могильный холм, ворота, храм, церковь, дом, город etc, , все питающие
сосуды, груди как средство кормления, все источники изобилия, все, что
пусто и готово вмещать - чаша, котел, кубок, рог изобилия, ваза, йони
etc, , все, что образуется из воды, - раковины, рыбы, жемчужины,
дельфины etc. Среди птиц ее атрибутами являются голубь, лебедь, гусь,
ласточка, куропатка etc, , а среди растений - лотос, лилия, роза, мох,
пеон, кедр, а также их плоды. Атрибутами матери являются также колонны,
символизирующие соединение камня и растения (ствол дерева). В ее
полезном аспекте Мать представлена всеми животными, производящими
продукты питания, - это корова, свинья, коза, лань etc. В ее темном
аспекте она ассоциируется с королем-жертвой: король, идентифицируемый с
орошением и плодовитостью, приносился в жертву Матери-Земле, когда его
плодовитость истощалась. Позже король был заменен козлом отпущения. Это
действо отождествляет Мать с коброй-человекоубийцей, лунными змеями и
львицей. В аспекте девственности и чистоты ее символом считается
единорог. Великая Мать связана с созвездием Большой Медведицы, числом
семь, днем недели - пятницей, когда готовится рыба для жертвоприношения
в ее честь. В облике Артемиды она - повелительница зверей и
ассоциируется с охотницей, ведущей дикую жизнь в окружении диких
животных.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3030706/post106395111/ |