Роль курганов в погребальном обряде славян
Курганы – не единственный вид
захоронений, бытовавших у славян. Чтобы узнать, какое место они
занимают в погребальном обряде, кратко рассмотрим основные виды
славянских захоронений.
Археологи отмечают, что одним из
самых архаичных обрядов является ингумация, т.е. захоронения тела в
земле. Этот обряд уходит на второй план после кремации уже в
праславянскую эпоху, однако не прекращается полностью.
Ещё Б.А. Рыбаков писал, что одним из самых архаичных обрядов является погребения праха в урне.
Рыбаков предполагает, что обычай погребения в урне появился в качестве
отражения архаичного ритуала первых плодов, который связан с сакральной
традицией приготовления этих плодов. Археологи классифицируют урны, в
которые помещали прах покойника, обычными предметами для приготовления
пищи. Это посуда того же вида, что и могла использоваться в связи с
ритуалами первых плодов. Может показаться удивительным, что прах
собирали в посуду для пищи. Но эта теория перестаёт быть удивительной,
если вспомнить сюжет о Бабе-Яге. Баба-Яга, которая может считаться
символом предков, летает, находясь в посуде для приготовления пищи, а
именно в ступе.
Урна могла устанавливаться на столпе. Столп ставился на перекрестки дорог. Получалось, что прах предка оберегает поселение.
Столп мог иметь вид домовины – небольшого домика, который мог стоять на столбах или на башне.
Домовина (источник: Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.,1987)
Вариацией этого обряда является традиция заворачивания праха в бересту, известная у славян с X века.
С X века распространённым видом урн становится ступа - дубовая колода.
С тех пор до наших дней дошли выражения: «дуба дать» или «дать дуба
раньше срока», то есть умереть.
К малоизвестному факту относится обряд погребения в воде. Урну опускали в озеро, в реку, желательно в место слияния двух рек.
А.А. Александров высказывает гипотезу, что исходя из полного
параллелизма обрядов, связанных с сожжением в огне и последующим
потоплением в воде, обряд захоронения в воде был очень распространён,
однако никогда не предпринимались попытки разыскать эти захоронения
специально. Такие захоронения находили лишь случайно.
Ещё А.А. Афанасьев говорил, что
славянский рай — вирий, вырий, ирий — где живут умершие предки, может
быть достижим разными путями. Птицы туда могут улететь, а могут
спрятаться в воде. В достижении Ирия посредством воды, по мнению А.А.
Александрова, кроется смысл захоронения в воде.
Мы рассмотрели пять различных
типов захоронении. Почти все из них могли быть совмещены с обрядом
захоронения в кургане. Так, в курганах находят останки тел, не
подвергшиеся кремации. В курганах бывают скрыты домовины. В курганах
находят урны.
Это может навести на мысль, что
курган – это просто способ защиты праха предка от возможной опасности.
Б.А. Рыбаков доказывает эту гипотезу. Вступив в эпоху расселения
народа, часто новое поколение оказывалось далеко от могил предков и не
имело возможности заботиться о сохранности захоронений. Чтобы
обеспечить безопасность могил, над ними делали земляные насыпи -
курганы.
Таким образом, место кургана в погребальном обряде можно свести к способу защиты могилы.
Источник: http://rodonews.ru/news_1294526059.html |