Среда, 08.05.2024, 19:20
Приветствую Вас Гость | RSS

Каталог статей

Главная » Статьи » Культурное наслеледие

ЗНАКИ ПАМЯТИ. Музейный Некрополь Санкт-Петербурга. Юрий Пирютко, Санкт-Петербург



“Мне грустно и легко; печаль моя светла" - эта пушкинская строка вспоминается в музейном Некрополе, где сохранились памятники ХVIII-ХIХ веков, облик которых отразил представления наших предков о жизни и смерти. Мемория - латинское слово память. Задача мемориального искусства - сохранение памяти, осознание неповторимости каждой человеческой жизни в совокупности ее индивидуального и общественного значения. Благодарная память о близких и родных, их делах и свершениях, заслугах и подвигах - все это зашифровано в грозном строе мемориальных памятников. Многое в их облике кажется непонятным современ-ному зрителю. Дело в том, что их создатели широко пользовались языком символов - образного выражения определенных идей.
Символ христианской Надежды - это якорь. Если его изображали сломанным, это символизировало тщетность надежд на земное благополучие; крест, совмещенный с якорем, означал неразрывность веры и надежды на небесную справедливость.


Многие памятники музейного Некрополя сооружены в эпоху классициз-ма, широко использовавшего наследие античности. Это отразилось в мемориальной пластике. Жертвенники, стелы, пилоны, пирамиды, обелиски, колонны напоминают образы античного Некрополя, как и многие атрибуты символики, восходящие к представлениям древних греков и римлян о жизни и смерти. Христианские добродетели веры, смирения, покорности судьбе причудливо смешаны с идеалами классицизма, воспевавшего гражданские заслуги, верность Отечеству, служение обществу, подвиг во имя Родины.


На памятнике М. В. Ломоносову - первом в петербургском Некрополе архитектурном надгробии, сооруженном в 1760-е годы, изображен кадуцей, символ красноречия, атрибут посланника богов Меркурия. В этом же рельефе с лавровым венком славы переплетены лира - символ бога Аполлона, покровителя искусств, и свиток с циркулем, символ наук, напомина-ние о разносторонних интересах великого ученого-энциклопедиста.
Своеобразная энциклопедия мемориальной символики, вобравшей в себя основные мотивы пластического убранства памятников времени классицизма, - надгробие Пуколовых. Здесь изображены песочные часы с крыльями, отсекаемыми косой смерти (со времен Средневековья эта фигура означает срок человеческой жизни, определенный каждому, как мера песка в сосуде); черепа с летящими над ними бабочками - символ бессмертной души, покидающей мертвое тело; змея, свернувшаяся кольцом, - символ вечности.


Символичен встречающийся в Некрополе образ плакальщицы, склонив-шейся к урне, - это Психея, душа, скорбящая о радостях земной жизни. Урна - сосуд, покрытый тканью и оплетенный гирляндой цветов, - символ смерти, появившийся во времена Древнего Рима, когда тело покойного сжигали, помещая прах в урну. Опущенный факел в руках плакальщицы также символизирует смерть; в Древней Греции обряд погребения происходил ночью, и его окончание отмечалось тушением факелов. Ветви мирта, которые плакальщица возлагает к урне, - символ вечной любви; с миртами изображалась богиня любви Венера. Жертвенная чаша в руке плакальщицы - след античных обрядов, когда душе покойника приносились жертвы драгоцен-ными маслами и вином. Отсюда такое разнообразие сосудов: лекифов, киликов, амфор - в рельефах и кованых и литых оградах надгробий Некрополя. Сосуд, из которого вырывается язык пламени, светильник, символизирует добродетель-ную душу, поднимающуюся к небесам.
На памятнике Анны Яновской - семь пылающих сердец - символ неугасимой любви овдовевшего супруга и шестерых детей. Деревце со сломанной верхушкой - напоминание об утрате главы семьи, сломанная веточка или цветок - потеря ребенка. Засохшее дерево символизировало смерть, а сломанное бурей - напоминало о ранней кончине в расцвете сил.


Пройдя через десятилетия истори-ческого беспамятства, мы обращаемся к истокам нашего культурного самосознания, и в этом возрождении духовных традиций нам помогают художественные образы, сохраненные в Пантеоне России - музейном Некрополе Санкт-Петербурга.


Юрий Пирютко, создатель музейной экспозиции мемориальной пластики Государственного Музея городской скульптуры Санкт-Петербурга
Категория: Культурное наслеледие | Добавил: Lisa (12.01.2009)
Просмотров: 744 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Мини-чат